Иистория скоростного  виндсерфинга

HOME     Скорость       журн Boards переводы     Технич. Статьи      Литература

HOME  

Скорость

журн Boards переводы

Технич. Статьи 

Литература

Скоростной виндсерфинг

Gregg Dunnet об истории скоростного  виндсерфинга
(журнал
Boards, august 2003  www.boards.co.uk)перевод Часть I и II  


Не надоело ли говорить об этом? Виндсерферами забиты телефонные справочники, тогда как скоростное плавание становится немодным. Сейчас не найдешь никого,кто бы был занят изучением элемента фристайла
spock-flip. Доски-иголки?не хотелось бы находится рядом с вымирающими, поскольку они там же, где упоры в мачту и динозавры. Короче, на что я потратил  мои  тысячу и одну видеопленку?

современные спидовики
Nick Luget

Так было далеко не всегда. В 1972 году сэр  Timoty Coleman, сын норфолкского горчичного миллионера, установил первый Мировой рекорд скорости парусного спорта. Он прибыл в Weymouth  с целью постройки тримарана, названного Crossbow.По длине он превышал шестьдесят футов и был оснащен более, чем 100 кв.м. парусов. Где-то в это же время  Jim Drake)  и Hoyle Schweiser на другой стороне земного шара представили новый вид спорта, который назвали "виндсерфингом".

 На то время эти два исторических факта, казалось бы, не имели друг к другу

никакого отношения. 36 узловый рекорд( 66.67 км.час,1 узел= 1.852 км.час), поставленный Crossbow, казался космически  быстрым для виндсерферов тех лет, работающих над тем, чтоб хотя бы заставить доски нормально глиссировать. Но, если доски начала семидесятых и не могли двигаться достаточно быстро, то развивались они с впечатляющей скоростью. Несмотря на все неизбежные трудности развития спорта, небольшая группа виндсерферов замахнулась таки на 36-узловый рекорд и таки побили его в 1986 г. С тех пор скорость все поднималась и поднималась, с короткими промежутками, до тех пор, пока мы не достигли нынешнего положения вещей. Мировой скоростной рекорд составляет сегодня 46,52 узла( 86.15 км.час ) , но поставлен он, к сожалению, не виндсерферами. Хотя большую половину прошедших лет именно виндсерферы были самими быстрыми в парусном спорте, в 1993 году массивный мульти корпусный  катамаран Yellow Pages Endeavour  оправдал свое название, опередив виндсерферов более, чем на узел

 

            Может показаться странным, но сегодня скорость играет главную роль на сцене виндсерфинга. И хотя я, например, никогда не был приверженцем хождения под парусом на скорость, тем не менее, когда Pascal Maka побил Мировой рекорд, поставленный Crossbow, моя гордость взыграла.Мой спорт - единственный, кто может заставить проводить бесконечные часы на безлюдных пляжах - стал лучшим в мире. Быстрее, чем  регата за Американский кубок, быстрее даже этих современных угольных , почти космических, гигантских  катамаранов на подводных крыльях . Когда несколько лет спустя Дэйв Уайт (который живет через дорогу от меня), пошел  быстрее всех парусных судов на обычном серийном оборудовании  - вещи, которые я просто могу пойти и  приобрести  в магазине, - я мог бы доказать, что виндсерфинг - это нечто особенное, всем тем моим не "виндсерфинговым" друзьям, многие из которых так и не освободились от стереотипа  виндсерфингиста, которого  культивируют телепрограммы по выходным дням. "Сколько-сколько это в километрах в час?" спрашивают они, "черт побери, это слишком быстро!". Ты просто не можешь  поспорить с мировым рекордом, слишком глубок разрыв после того, как Yellow Pages перевел дело на новый уровень. И тут впору задаться вопросом, почему так долго положение дел не меняется?

В последние десять лет ничто не мешало развитию виндсерфингового оборудования и всяческих примочек, так почему же мы не первые в семействе яхт? Чтобы найти ответ, как всегда, нужно посмотреть назад, в прошлое. Итак, я сажусь с полной подшивкой журнала Boards, и пытаюсь найти ответы на вопросы от начала до конца.
 


Crossbow II

 

Первые  годы .
            Crossbow 1и 2 были построенны исключительно для постановки мирового рекорда. До них никакого рекорда не было вообще. Проект был страстью сэра Тимоти Коулмена и чуть больше, чем за восемь лет, рекорд в 36 узлов был установлен. На этом этапе он возглавлял соревнования, затем ушел в отставку, наслаждаясь горчичными миллионами и ожидая вызов от любого другого судна, осмелившегося бы перекрыть рекорд.

            Условия для постановки рекорда были такими: Мировой Скоростной Рекорд может быть установлен в любой точке мира любым спортсменом на парсуснике, который демонстрирует наивысшую скорость, ратифицированную IYRU (Мировым Советом по скоростным рекордам). Рекордный пробег должен быть продемонстрирован на водном отрезке длиной не менее половины километра.  Все должно быть засвидетельствовано официальнным наблюдателем и строго проверено на  точность курса.

           Crossbow установил свой рекорд в Англии в Weymouth Harbor–   и его достижение служило эталоном скоростного хождения под парусом в течение многих лет. Виндсерферы же сначала подтвердили свое существование ежагодным  появлением в 1977 году на  RYA Weymouth Speed Week (Веймутская скоро-стная неделя, ежегодная регата парусных судов на скорость), разломав стройные ряды этого  "зверинца" появлением необычного, но прекрасного судна на ежегодном открытии. (самое интересное, что "необычным, но прекрасным" судно признали официальные наблюдатели, но интересно что  некоторые судна выглядели почти как сегодня, так как многие  в качестве тяги использовали кайты! . Виндсерфинг отнюдь не стал популярным в начале; никто и не думал, что такие доски  способны на многое, зато это выглядело достаточно опасным. К счастью, вскоре виндсерферы показали себя не только конкуренто-способными, но и гораздо более простыми в управлении как на воде, так и вне, чем другие конструкции  для скоростного плавания. Тем не менее, очень немногие  могли  догадаться о фантастической скорости развития этого спорта.



первые заезды

Первые скоростные достижения виндсерферов тех лет сегодня отнюдь не впечатляют. Если сегодня на фрирайдовой  доске ты излишне не напрягаясь,можешь сделать 25 узлов, в 1980 году  тебя бы это сделало Чемпионом мира. В тот год JAAp van der Rest установил рекорд в 24,45 узлов на Ten Cate Special (Фактически, этот рекорд  был установлен на Гаваях, один из первых ранних рекордов, установленных не в Веймут Харборе). Не смотря на особое название, это была вполне стандартная доска, с небольшими модификациями, сделанными для скорости. На самом деле тогда еще не было специальных "скоростных досок", большинство виндсерферов использовали самые обычные доски и стандартную оснастку. У парусов не было лат по всей длине , доски были очень большими и часто на них  не было даже ножных петель.

           Все переменилось в 1982 году. Именно тогда француз Pascal Maka использовал специальную "скоростную" доску, сконструированную мистером Jimmy Lyuis на Гаваях, чтобы промчаться на  Веймутском  курсе  и установил рекорд в 27,8 узлов. С того момента экслюзивные доски Дж.Льюиса ассоциировались только со скоростными рекордами. Оставим пока м-ра Мака и сосредоточимся на достижении Фреда Хейвуда, который в 1983 г. пошел на доске так быстро  что "все волосы сдуло с его головы". У него были “не очень густые волосы” на макушке  и он сделал свою шутку расхожей.












современные жесткие паруса крылья аналоги 80-х wing mast




 

В достижении рекорда просматриваются определенные вехи, число которых ни о чем не говорит, но каждая из которых может решить все. Четырехминутная миля, десятисекундная стометровка, марафон в течение двух с половиной часов, секс, более, чем три раза в неделю. В 1983 г. 30 узловый рекорд, казалось, свысока издевался над всеми и каждым в виндсерфинге. Самые "модерновые" доски не могли преодолеть 28 узлового барьера. 30 узловый рекорд ждал кого-то особенного, кто сможет придти и разом изменить все. Подход  Фреда к скорости  как раз и стало переломным моментом. Для начала скажем, что он был большим, просто огромным: 90 кг при росте 6 футов 2,5 дюйма (где-то 1,92). Он прибыл с родимых Гаваев в Англию в сопровождении мастеров-доочников Джефа Берна и Барри Спейнера (ныне конструктор-дизайнер  парусов  Гаастра) и инженера-конструктора специалиста в композитных материалах  с экзотическим именем Дмитрий Милович, а кроме того, с  группой поддержки  около  50 человек , прибывших прямо с Мауи .Каждый из которых хоть в чем-то приложил руку к проекту.
Добро пожаловать в эру специализации скоростного плаванья! Вместе они сконструировали специальное жесткое крыло мачту (
wing mast)  чтобы центр парусности не перемещался   назад   при достижении скорости в 27-28 узлов. Это сработало. В сентябре 1983 Фреду удалолсь  сделать  с таким жестком крылом   водный старт   и   развить три раза   скорость, превысившую 30 узлов и стать наибыстрейшим в финальной гонке последнего дня Weymouth Speed Week -Веймут Спеед Вик . Он тренировался около года на теплой воде Мауи, прежде чем прибыть в Портленд и стать самым быстрым мореходом  в мире. Фред стал самой первой звездой скоростного плаванья, и каждый уверенно предсказывал , что  с этих пор эти жесткие паруса станут стандартной частью экипировки  виндсерфинга для скоростных заездов.

            Началась Скорстная лихорадка порожденная преодолением  30 узлового барьера. Фред и скоростные заезды  под парусом стали новостью номер один и, соответственно, большими деньгами. Когда Дженна (Йенна) де Росни завоевала женский чемпионский титул в 1984г. имидж скоростного плаванья достиг небывалых высот. Журнальные заголовки, понятное дело, не могли хоть раз упомянуть ее имя, чтобы не добавить что-то о ее легендарной красоте. В то время даже знаменитые редакторы, подобно задыхающимся от любви подросткам, спорили о ее шарме с ревнивым штатом молодых  сотрудников. Само собой, Дженна не была единственной женщиной в скоростном парусном спорте;ее рекорд - только  на несколько узлов ниже  абсолютного  в то время.

          

  Как известно, все ошибались насчет жестких крыльев . На  самом деле, 'это бум  породил отклонение  в дизайне. И не было  каких-либо новых рекордов в течение последущих  двух  лет, частично из-за того что   большинство спортсменов стали использовать похожие жесткие крылья, которые оказывались   слишком громоздкими и неуклюжими , чтобы с ними можно было хорошо разогнаться.

            К счастью, в это время в широком производстве парусов произошли просто-таки революционные перемены, начавшиеся с разработки Нейл Прайдом(Neilpryde) его RAFa (Rotating Assimetric Foil,  переводится как "Вращающийся  Ассимитричный Профиль "). Эти паруса с латами по всей длине были быстрыми, легкими, со стабильным центром парусности , прекрасно вооружались и очень легкими в использовании. "Дерьма не держим",- как изящно выразился конструктор дизайнер Барри Спейнер, и такие паруса стали появляться в большом кол-ве в скоростных заездах до тех пор пока не был побит   следущий рекорд.. По иронии судьбы, это был все еще жесткий парус на котором стали самым быстрым, Его использовал  Михаэль  Пушер зафикировав 32.35 узлов в 1985 году на Юге Франции- , хотя большинство спортсменом побило 30 узловый барьер в этих  же соревнованиях на стандартных пленочных парусах. Стандартыне паруса были гораздо практичнее. Спортсмены способны сделать подряд несколько попыток,если используют оснастку которая работает  в обоих направлениях( галсах) движения,и позволяющую быстро и без усилий вернуться на старт. И самым быстрым чаще всего становится тот, кому посчастливиться быть  с хорошей  оснасткой  на старте , чтобы поймать самые сильные порывы ветра , чего обычно не могут спортсмены, оснастившиеся жесткими парусами.

Майкл Пушер - это то самое исключение, подтверждающее общее правило.
 

  

Паскаль Мака
со скоростной доской от Rick Naish

Славные годы.

 

            Как только производители  парусов  дошли до захватов как Raf, а также упоров в мачту, предложенных Гаастрой чуточку попозже, рекорды стали биться все быстрее и быстрее. Тем не менее, для того. чтобы реально изменить порядок вещей, понадобилось открытие новой сверхскоростной дорожки в Сотавенто(Sotavento) на Фуэртовенчуре( Канарские осторва). Тримаран Кроссбоу нервно оглядывался через плечо - и не напрасно, - поскольку 21 июля 1986 года виндсерферы доказали впервые в мире, что виндсерфинг - самый скоростной парусной спорт. Технически это был британец Эрик Бейл (Eric Beale) , который первый перебил рекорд Кроссбоу( Crossbow), однако всего несколько часов спустя его результат был значительно улучшен Паскалем Мака( Pascal Maca), который под конец соревнований показал рекорд в 38,86 узла. Исходные условия были отличными. Преимущество Сотавенто – в сильных термальных  ветрах,  дующих с суши  через широкие массивные плоские   берега, предлагая оптимальный 120-градусный курс при абсолютно гладкой воде, на которой  спортсмен может гонять буквально в  нескольких  дюймах от  берега на всем отрезке скоростного курса .Словом, отличные первоначальные данные плюс улучшенная оснастка - и рекорд побит. Рекорд досок массового производства - 34,06 узла. Британец Саймон Стонхаус(Simon Stoneouse) выиграл приз в 3000 долларов, предложенный TIGA , если одна из их слаломных досок вылитых из матрицы преодолеет 30 узловый барьер. Пола Уикенс стала самой быстрой леди Британии, в то время, как Бритт Данкенберг стала самой быстрой женщиной в мире.Тем не менее, самая быстрая четверка - Мака, Бейл, Хейвуд и Джимми Льюис - демонстрировали потрясающее сходство. Все они жили на Гаваях, все тренировались, преодолевая громадные дистанции на океанических волнах Мауи, и все использовали "Мадшарк" (MadShark- безумная акула) скоростную доску Джимми Льюиса.

 


Паскаль Мака во время заезда

 

 

            В то же время ежегодный Мировой Скоростной Тур переживал время наибольшего расцвета. Громадное количество спорстменов, со своими командами, учетчиками, тренерами, организаторами, болельщиками, фотографами и алчущей сенсации прессой (в том числе, и представителями журнала Boards ) носились по всему миру в поисках наиболее благоприятных винсерфинговых мест, отчаянно надеясь увидеть, как будет установлен следующий рекорд. Успех или провал соревнования, что нормально  в виндсерфинге,  зависимого от природных условий(особенно от ветра), но именно   скоростное плаванье требует максимально экстремальных условий . В волновых состязаниях или слаломе каждый спортсмен соревнуется в первую очередь с другими. В скоростных гонках ты соревнуешься с часами,и именно это постоянно диктует тебе условия. Один из последующих туров на Сотавенто  стал массовым проколом, при том что изначальные условия были, в общем, о'кей. Только один рекорд  был слегка подвинут  Дитера Бехтелем( Dieter Bechtel)  на его Альфе Спид Нидле( Alfa Speed Needle), в остальном же Паскаль Мака твердо держался славы самого быстрого и непобедимого.

            Дома, в Великобритании, скоростная сцена бурлила. Скорость,рекорды будоражили массы, в то время, как на самом деле ничего особенного не происходило.Соревнования в скорости до такой степени популяризировались на пустом месте, что жалкие несколько ярдов плоской воды уже считались "скоростной полосой". Каждый хотел принять участие, неважно, если ты при этом не мог как следует повернуть по ветру. Куча спортсменов, утверждающая, что чуть ли не каждый день превышает 36 узлов, рвалась приехать и продемонстрировать это. К несчастью, это привело к тому, что более 200 спортсменов вынуждены были покинуть соревнования в 1988г. Корень  проблемы лежал в оборудовании для хронометража. Его нужно проверять , также  было необходимо точно измерить  дистанцию скоростного курса,и только затем спортсмены допускались один за другим на попытки заездов на скорость , из-за этого было невозможно надежно фиксировать огромные количества участников .Тем не менее, даже это только слегка  ослабило бум. Кроссбоу( Crossbow)  побежден! Появилось бесчисленное кол-во статей  как построить скоростную доску и настроить  парус для скорости .Винсерфингисты  были непобедимы,  а 40 узловый барьер выглядел сравнительно легкой целью.
 


            Когда и где будет преодолен этот 40 узловый барьер, становилось просто больным вопросом. 14 ноября 1988 г. стал переломным днем, хотя вообще-то он был всего лишь одним из дней шестинедельных частных попыток , на специально построенном  скоростном канале на юге Франции. На этих  заездах  на  скоростном  канале Св.Марии(
St Marie)  присутствовали девять специально приглашенных именитых спортсменов.  Общий, личный и женский рекорды были побиты. Эрик Бейл (Eric Beale ) стал первым в истории человеком, перешагнувшим 40 узловый рубеж, установивший планку в 40,5 узлов. Однако Паскаль Мака - постоянный победитель чемпионатов мира - в этот раз не был приглашен.

            Собственно, частные скоростные гонки не принесли ничего особо нового, и, как заметил сам Эрик Бейл, такие гонки ведутся против учетчиков времени, а не других спортсменов. Загадочный Эрик - полуфранцуз, полуангличанин, полуамериканец, с англичанином отцом, француженкой-матерью и местом жительства на Гавайях. Он тоже разбивает привычный стереотип спортсмена-скоростника тем, что относительно маленький (Дэйв Уайтвообще описывает его, как крошку, но ведь все относительно), кроме того, ведет экстравагантный образ жизни, устраивая гонки на своем "Бентли" и шикуя в лучших отелях. Когда ему было лет 20, он встретился с Фредом Хейвудом, перебившем тогда в Великобритании

30 узловый рубеж. Бейл решает во что бы то ни стало перебить рубеж в 40 узлов. В интервью, которое он дал после победы, почти все лавры он отдает своей необычной доске, которая просто поразительно узкая для досок этого класса, и которую в то время мало кто рискнул бы использовать - ее ширина не превышала 30 см. Однако как только успех доски был доказан, все немедленно бросились обзаводиться подобными.

            Интересно то, что Ник Лагед (Nick Luget ) установил новый британский рекорд всего пару недель спустя в Вест Кирби. Используя парус Тushingham, он преодолел 40 узловый рубеж и поставил рекорд в 40,37 узлов, к сожалению, только на 250 метровом отрезке,что было недостаточно для 500 метрового отрезка Мировых Правил.

            В феврале 1989 г паскаль Мака и другие спортсмены, не приглашенные на гонки, ставшие триумфальными для Бейла, получили  шанс доказать свое в течение месяца открытых для всех  соревнований на Канале. Все они потерпели неудачу, и хотя никогда еще рекорд не находился в такой опасной близости, Бейл сделал все возможное, чтобы защитить его. Мака опустился на четвертое место. Конечно, этого было недостаточно, чтобы подавить волну критики, и хотя несколько дней дул достаточно сильный и постоянный ветер, - только 2 дня из всех считались подходящими для установления рекорда, - а Бейл на самом деле попрактиковался, больше всех в прохождении  на скорость  на Канале. На 500 метровом скоростном участке ты не сможешь все время двигаться  строго по прямой, напротив, существует несколько определенных тактик  , позволяющих тебе развить максимальную скорость: слегка приводиться   на участке ослабления ветра, уваливаться немного на порывах и  идти  как можно дольше по самой гладкой воде у кромки канала. Заезд, претендующий на новый мировой рекорд, обычно продолжается  около сорока секунд, и казалось, что Бейл выбрал самый верный путь. Он не выступал в попытках  заездах  кроме  периодов самого сильного ветра ,не отдавая его  другим .

            Эта тактика работала до 1989  года, Но год спустя, Паскаль Мака установил   рекорд в 42,91узел на Канале,что  принесло  ему стойкое доминирование в мире скоростного плаванья. В интервью журналу Boards ,он   в обычной скромной манере говорит  о своих достижениях, и тут же конфиденциально сообщает, что 50 узлов не являются недостижимым  рубежом для хорошо экипированного спортсмена. Кстати, его рекорд,первый за последние 10 лет, поставлен не на эксклюзивной доске от Дж.Льюиса, он использовал доску, изготовленную Риком Нейшем(Rick Naish). Осмелимся добавить несколько штрихов к портрету великого чемпиона - он не курит, не пьет и не ест мяса,придерживаясь правила "мое тело - это храм", очень много ходит пешком, совершенно по контрасту с  Бейлом.


Все круто изменилось после очередного тура
PWA по слалому и скорости в Тарифе на открытой воде, где молодой вызывающий Bjorn Dunckerbeck  на F2 Thommen  показал феноменальный результат...
Продолжение
Часть
II
: многое изменилось с появлением слаломных досок. Bjorn Dunckerbeck вытеснил доски иголки на F2 270 Thommen (Sputnik ),повороты lay-down, шок от нового тримарана Yellow Pages, рекорд остановился на 10 лет, будущее скорости..,новые разработки, системы хронометража..

Ваши отзывы  и вопросы  присылайте на :   aleon "собака" aha  dot ru