HOME Скорость журн Boards переводы Технич. Статьи Литература |
Gregg Dunnet об истории скоростного виндсерфинга (журнал Boards, august 2003 www.boards.co.uk) Часть II перевод | |
David White на F2 Sputnik ,парус Arrows | Примерно в это же время на арену выходят специально создаваемые слаломные доски. В наши дни, десять лет спустя, Спутник 270 , Фанатик Джаг, Copello 270 и иже с ними имеет пугающую репутацию в глазах опытных виндсерферов. Для тех, кто еще не знает этого, они были страшно быстрыми из всех скоростных досок массового производства. Все началось с F2 Спутник 270, прямо скопированной со слаломной доски Бьерна Данкербека, который в то время был самым лучшим спортсменом в мире, практически не способным проигрывать нигде, где бы мог участвовать. Хотя это скорее слаломная, нежели скоростная доска, тогда разница была в большей степени условной. Эти доски требовали сложной отточенной техники на поворотах по ветру, но вот же черт - слаломисты должны напрягаться до кровавого пота при поворотах по ветру именно потому, чтоб потом на прямой доски становились бесспорными лидерами. Они попали в нашу историю скоростного плаванья главным образом потому, что быстро улучшили все рекорды скорости досок массового производства ( к тому же заодно побив доски-иголки массового производства).Но их влияние заключалось не только в этом. На волне массового подъема, они поддерживали скоростную лихорадку, обжигающую как никогда. Так как они были доступны многим, это означало что много людей могло просто пойти к ближайшему месту проведения скоростных заездов и быть вполне неплохо экипированными для показания хорошей скорости . Каждый хотел одного-скорости, и охотно "проглатывал" все последние статьи в специализированных журналах, чтобы узнать, кто же станет быстрейшим. Обалдевшие тинейджеры, такие, как вы и я тогда, месяцами экономили, чтобы приобрести новейший (последней модели) острый плавник к собственной DSB, надеясь огорошить своих приятелей. Несмотря на предупреждения тестовой группы Boards, что такой путь - отнюдь не для каждого, "лежачие" (падающие) повороты по ветру(lay down turns) оставались самыми популярными в то время как обычные комфортные были забыты. В 1991 г. общий рекорд был дважды перебит Терри Бейликом(Thiery Bielak), еще одним гигантом французом, на то время занимающимся производством вина в Бордо. В частных гонках на Канале он он с первой попытки показал 43,06 узла, а со второй 44,66 узла. Само собой, ни один еще рекорд не вызывал такого эффекта в журналах. Подумать только, человек побил рекорд и дважды подряд!!! Понятно, что этот рекорд шагом к новому, 50 узловому рубежу. Это было смыслом всех журнальных высказываний, все ждали нового, "большого", выступления, в-общем, событие наделало много шороху. Вне всякого сомнения, скоростная сцена еще не доиграна. В июле 1991 г. все "посвященные" спортсмены получили шоковый удар, а скорость опять заняла первое место в заголовках. Дело в том, что 21 раут PWA мирового скоростного соревнования проходил на Тарифе со слаломными гонками и заездами на скорость .До этого события было "совершенно очевидно “ что постановка скоростного рекорда требует искусственно гладкой воды( как на канале) - рекорды, поставленные в открытом море обычно значительно ниже, чем скорость, регулярно показываемая на Канале (Тренче) во Франции. Бьерн Данкенберг не считал так .. . Блестящий в слаломе и на волнах , он ничуть не уступает в скоростных гонках, и второй результат скорости в мире 43,34 узла показал именно он. Репутация присутствующих Мака, Бейла, Бейлика и компании была сильно подмочена этим выдающимся слаломистом. Бьерн использует скоростную доску (разработанную Петером Томменом), но с обычными! слаломными парусами чтобы доказать свое превосходство и в этом виде спорта - потому что в возрасте 21 года он уже ухитрился стать чемпионом PWA ,в гонках, слаломе и "на волне" и сохранял бесспорный титул мирового чемпиона 3 года. Похоже, что и четвертый год не подкачал! Есть ли что-нибудь, чего этот маэстро не мог бы вытворить. Бабетт Коквелл также побила женский рекорд в 40 узлов, показав с первой попытки 40,5 узлов практически в тот же день.
Великая битва "Харти против Уайти" также породила множество газетных заголовков. Дэйв Уайт(Dave White), представляющий F2, пользовался Спутником 270, а Пит Харт, представляющий Мистраль, - управлял Energy . Эти два самых популярных в Великобритании брэнда вызвали друг друга "один на один". В свете безудержной DSB лихорадки становилось очевидным, что любая из этих досок, став самой быстрой, просто разлетится с магазинных полок. Первый тур битвы проходил на Мировом Чемпионат заездов из серийного оборудования, в Сотавенто и спортсмены опережали друг друга до тех пор, пока Дэйв Уайт не показал лучший результат - 36,06 узлов. Естественно, это подстегнуло интерес именно к серийно произведенным доскам. В этом ракурсе многим людям, даже не мечтавшим о скоростном плаваньи на экслюзивных экстримных досках, заурядное стандартное оборудование оказалось вполне по плечу. В октябре 1991г в Вест Кирби Дэйв Уйат стал самым быстрым человеком в истории, использовавшим стандартное серийное оборудование, с результатом 42,16 узла. Во время рекордной гонки он просто убрал руку с гика вниз , и этот случайный жест стал его "фирменным знаком" (эффективно скрывавшим, сколько труда и кровавого пота пришлось положить для достижения результата!)
|
Yellow Pages Endeavour | Громадное впечатление от этих рекордов плюс подавленные чувства при поражении Кроссбоу, привели к тому, что широкий мир скоростного парусного спорта сузился до исключительно частной борьбы между виндсерферами. Попытки преломить ситуацию со стороны макси-яхт, катамаранов и других хорошо экипированных суденышек побивались виндсерферами на корню. Само собой, очень многие испытали шок, когда новость об Yellow Pages Endeavour (YP) разнеслась по всему миру. В ее строении было столько особых примочек, позволяющих усилить маневренность. 30 футов длины, с тремя корпусами расположенными в форме треугольника, поддерживающими обширный парус, превышающий сотню футов. И этот блестящий желтый цвет. Конечно, ничего из этого не было абсолютной новостью - виндсерферы ведь и раньше побеждали суда, превышающие их размеры, в том числе и желтого цвета, но суть в том, насколько же эффективной покажет себя YP. При первых попытках катамаран был пугающе близко к перекрытию рекорда при скорости ветра всего в 15 узлов( 8 м.сек), тогда как виндсерферам для разгона требовался значительно более сильный ветер. Так что, когда YP перебила рекорд в 1993 г ( на Сэнди Пойнт в Австралии), это, увы, не стало большим сюрпризом. Она просто пролетела отрезок со средней скоростью в 46,52 узла (примерно 53,53 мили в час или же 86,16 км/час) при скорости ветра менее, чем 20 узлов, чтобы побить предыдущий рекорд в скорости. И хотя он всего лишь на узел превышал этот самый рекорд, поставленный виндсерферами в тот же год (Тьери Бейлик на Канале показал 45,32 узла, что было лучшим результатом в скорости, бывшим когда-либо у виндсерферов), многие почувствовали, что дни, когда виндсерфинг был бесспорным лидером в скоростном парусном спорте, миновали. Виндсерферы нуждались в очень сильном ветре, который является довольно редким явлением, тогда как YP вполне хватило 20 узлов, чтобы продемонстрировать соотношение "скорость ветра/скорость судна" более, чем вдвое эффектнее виндсерферов. Но самым неожиданным сюрпризом, впрочем, приятным, с точки зрения фанатов виндсерфинга, стал слух о том, что YP самор азрушилась в 1994 г. Идея о том, что круиз YP был нужен только "для разогрева", а рекорд оказался побитым "случайно" подвел жирную черту под этой историей. Действительно, 20 узловый ветер -это тот предел с которым тримаран еще справляется. Так, в течении следующей попытки превысить рекорд при чуть большем ветре произошло разрушение судна на сотни мелких кусочков, причем закончилось все это весьма дорогостоящим костром из углеродного волокна. |
Упадок скорости.
Вот и все - история о скорости заканчивается здесь. В 1994г. Лестер Ноубл (дизайнер Tushingham sails) писал в статье для BOARDS, что все важное, что бы не произошло в скоростном виндсерфинге, это вид соревнований всегда останется с нами. В самом деле, еще продолжались попытки побить рекорд и какое-то время были соревнования. Но уже через два года после его пророческих слов соревнования прекратились, и ныне, десять лет спустя, ни один рекорд с 1993 г так и не побит!( август 2003) Существует масса теорий относительно такого драматического упадка скоростного мореплаванья после 1994г (и ни одна не обвиняет Лестера!). Возвышение фристайла, уменьшение интереса со стороны журналов и спонсоров, стагнация в скорости, частные гонки, открытые только для богатых, очевидное превосходство мульти корпусных судов типа YP, или просто отсутствие нужного ветра - все вышеприведенное так или иначе, является причиной, по мнению разных источников, и каждый из них заслуживает доверия. Интерес масс медиа постепенно сходил на нет, поскольку не было новых рекордов. В конце концов, скоростное плаванье перестало быть интересной темой - если и появлялось что-то интересное на эту тему, оно могло теперь претендовать разве на колонку-другую, да и то в одном двух специализированном издании (газете, журнале). Телевидение предпочитало показывать только самые душераздирающие гонки, а потом и вовсе потеряло интерес. В конце концов, ведь виндсерфинг больше не являлся самым скоростным спортом на планете. А без пристального внимания масс медиа не стоило и надеяться на привлечение достойных спонсоров, а ведь каждая гонка вылетала в копеечку. К тому же становилось совершенно ясно, что не смотря на стойкое предпочтение слаломных досок, 50 узловый барьер может быть преодолен только сверх спортсменом и только на специально разработанном оборудовании. По иронии судьбы, сильный акцент на серийной продукции - собственно, вот где собака зарыта, существенно уменьшил возможности побития рекорда, - а это на корню сгубило весь интерес публики. А кроме того, существовали и не столь очевидные факторы. Например, падение популярности скоростного плаванья просто слишком хорошо совпало с первым появлением расширенных досок - предвестников большинства сегодняшних универсальных и легких в использовании (тихоходов против обжигающе-быстрых, но очень специальных и "недружелюбных" для пользователя DSрееdBoards). Широкие доски -это здорово, однако не в состоянии набрать большой скорости. Хотя Старбоард HyperSonic и пошли против обычного мнения, доказывая, что широкие доски могут быть быстрыми.И конечно же, революция широких досок, прошедшая как на вулкане, вывела на сцену "спок" и другие элементы, позволив фристайлу прочно забить сцену и сосредоточить на себе все внимание. Это так ново, так свежо, так телегенично, а также ведь может происходить и при нормальном ветре, в то время как скоростные соревнования требуют просто чрезвычайно экстримного ветра. Если положиться на проницательного Дэйва Уайта, так это и был главный фактор. "Пик мирового чемпионата приходится на 92 год. После него я почти на каждом отрезке мог продемонстрировать 42 узла, однако забраться выше уже не мог, как ни старался. В попытке достигнуть вершины скорости мы облегчали и облегчали паруса, доказывая, что экипировка с каждым разом становится все лучше, однако на всех последующих соревнованиях нам всегда было недостаточно ветра". Почему остановили соревнования? Потому что не было новых рекордов. А почему же не было новых рекордов? Потому что соревнования остановили. Такая вот дилемма яйца и курицы, где так тяжело определить правильно причину и следствие. Поверьте мне, я тоже пытался.
| |
Bjorn Dunckerbeck Sotavento(Fuertoventura) 2002 | Будущее скорости.
Но теперь все начинается снова?. Как мы уже имели случай убедиться, виндсерфинг - своего рода "маятниковый спорт", постоянно бросающийся из одной крайности в другую. И после лихорадочных лет, заполненных фристайлом, фристайлом и только фристайлом, подавляющим результаты других гонок, например. той же Виндсерфинг Формулы, дело таки сдвинулось с мертвой точки. Факт остается фактом, что скоростное плаванье это захватывающе - и это то к чему стремятся многие виндсерферы . Как упоминалось ранее, Старбоард Hypersonic доказал что и современные широкие доски могут быть проворными, и слаломные гонки вновь появляются на сцене. Бьорн был так близок к преодолению мирового скоростного рекорда в Сотавенто в 2002 году, это не могло не породить тысячи желающих по всем уголкам мира преодолеть-таки заветный рубеж, причем как среди виндсерферов, так и вне их. Британец Cаймон Сандерсон "перебежчик" из лагеря виндсерферов, пытается ныне построить самое быстрое в мире мультикорпусное судно (катамаран), - "Unlimited Speedsailor" (Беспредельный сверх скоростник), но тем не менее не забывает о своих виндсерфинговых корнях. В остнастке его судна используются громадные виндсерфинговые паруса, а плавникам уделяется ничуть не меньше внимания, чем задним рулям. Он предпочитает особые мачты, поддерживающие маневренность судна как вперед,так и при заднем ходе. Он надеется,то преодолеет 50 узловый рубеж, впрочем, тут же скромно заявляет, "что все, что выше 47 узлов - уже хороший результат". Он большой оригинал и хотел поставить свой рекорд возле берегов родного Норфолка, чтобы скоростной рекорд как бы "вернулся домой" (просто одним из патронов его замысла является все тот же сэр Тимоти Коулмен, норфолкский миллионер). К сожалению, его мечта была разбита, когда было решено закрыть доступные дороги, чтобы защитить птичьи пляжи. (такое может быть только в Британии!). Тогда он решает передислоцировать свой мультикорпусник на Канал во Франции, где и зависает в ожидании новых денежных вливаний. Он действительно хотел войти в Канал, несколько подзабыв, что его судно несколько широковато для 10-метровой ширины канала. Пришлось ему дислоцироваться в окрестностях на Средиземном море. (А ведь именно Саймон Сандерсон был тем самым человеком, впервые выступившего с идеей скоростного канала именно на этом месте, правда, тогда он защищал интересы Эрика Бейла и хотел " максимально уменьшить волны". Он исхитрился выучить страшное множество деталей и деталек в скоростном плавань ,причем сравнительно дешево, как технический директор Бейла, и по праву считается теперь одним из компетентнейших личностей в скоростном плаваньи. Он полагает, что это дает ему неоспоримое преимущество перед конкурирующими яхт командами, поскольку им теперь нужно узнавать все те тысячи и тысячи вещей, давно уже ему известных и проверенных опытом). На своей же базе в Норфолке он и сейчас разрабатывает новые типы "крыльев" и парусов для Эрика Бейла, а также занимается разработкой и усовершенствованием серфингового оборудования для Озона. Команда YP также не сидит на месте, теперь уже с новым (блестяще-красным) детищем, обновленным потомком знаменитого глиссирующего мультикорпусника. Они пока еще не смогли побить собственный же рекорд, однако на небольших отрезках 500 метрового пути уже добивались превышающей 47 узлов скорости. Они используют новую GPS систему фиксирования времени и скорости прохождения дистанции, которая когда (и , очень важно, проще и точнее их предыдущей) будет окончательно введена в использование, мало того, что значительно облегчит проведение скоростных соревнований , но и позволит проводить соревнования в новых местах
|
Так выглядят разнообразные попытки, предпринятые разными людьми, чтобы вернуть виндсерфингу блеск былой славы. После возвращения в мир скоростных гонок в прошлом году, Бьерн Данкенберг мало того, что уговорил нескольких знаменитых спортсменов опять попытаться открыть скоростные гонки для национальных команд, так еще и всерьез замышляет замахнуться на 50 узловый рекорд нынешнем летом 2003 г где-то в Европе. Великий экс-слаломист Финьян Майнард тоже помышляет о великих делах. Он планирует пройти Канал на специально сконструированном скоростном( хорошо обтекаемом) костюме . В США проходит попытка использовать доски на подводных крыльях специально ради побития рекорда.В Великобритании "Винди Джон" от Д-Спот Ветспортс планирует провести некоторые скоростные соревнования в недалеком будущем, причем параллельно он уже тестирует Hypersonic. А наши шпионы в прессе уже порадовали нас "горяченькими" фактами, касающимися принципиально нового стиля досок от AHD для Энтони Албоу, специально нацеленных на побитие рекорда. Джин Боулдерс носится с идеей добавить этому брэнду новую "разбивающую ветер" носовую систему виде вилки , которая бы устраняла ненужную аэродинамическое подъемную силу носа доски (что заметно при 50 милях в час). Доски также будут оснащены новой "дроп райл" технологией добавляющей обтекаемость доске при наборе скорости. Это очень интересный отход от традиционных досок-иголок. В конце концов, это и изменения, происходящие в системе измерений. Раньше, скоростные отрезки были оснащены видеокамерами , фото стартами и фото финишами, и сложная компьютерная система отслеживала пересечение спортсменом линии старта и финиша .Все это было очень сложным и затратным, требовала больших человеческих ресурсов . Однако, сегодня мы имеем GPS систему, которая означает что каждый спортсмен просто может взять с собой GPS приемник. Это может так сильно все упростить. А Америка проводит скоростные соревнования, используя патрульные дорожные радары - насколько все просто? Но насколько использование модернового оборудования приближает нас к побитию рекорда? Дело в том что для того чтобы поддерживать в среднем скорость 46 узлов по курсу скоростного заезда очень вероятно что ваша максимальная скорость иногда бывает даже больше. Ведь большая разница между моментальной скорости и средней на отрезке скрости .Впрочем, время покажет... Конечно, мы не можем заглянуть в хрустальный шар и точно сказать, кто и когда продемонстрирует самое скоростное плаванье под парусом на планете. Мы надеемся, что это будут виндсерферы, и не можем представить, что что-то сможет остановить Бьерна, если он задумал это сделать. Впрочем, что бы не случилось, как бы не легла карта, виндсерфинг все равно сыграл одну из главных партий в скоростном хождении под парусом, и мы надеемся, что это еще не конец. Будем держать вас в курсе событий! | |
Ваши отзывы и вопросы присылайте на : aleon "собака" aha dot ru |