Как правильно установить мачту на доске

 

Где вы располагаете основание мачты (шарнир с цангой) в погоне вашей доски? «Немного за центром, конечно». « Где-то в середине, но несколько вперед для большего паруса». «Всегда сзади, потому что я хочу больше скорости». А как на счет того, когда вы заимствуете доску у друзей. “Так же как и на моей доске, нормально.”

Большинство любителей виндсерфинга часто не понимают и не заботятся об оптимальном положении мачты. Вы что-нибудь можете сказать об этом, если вы недавно приобрели новую современную доску. На современных досках погон для мачты передвинулся снова – назад. Попытаемся объяснить, почему это произошло.

Последние несколько лет разработки дизайна досок были сфокусированы на: быстром выходе на глиссирование: на универсальности досок, на простоте в управлении. Раньше приоритетом была скорость доски. К доскам  Freeride присоединились Widestyle, и Freestyle доски. Они прибавили разнообразие и увеличили выбор  для любителей развлечений  на парусной доске. Однако среди различных вариаций обводов современных досок, один многозначительный аспект присутствует во всех классах досок: сдвинутый назад погон мачты, который сдвигается все дальше по направлению кормы. Перемещение погона мачты происходило постепенно, в течение 12 лет. Но особенно большой скачок произошел за последние два сезона. В некоторых случаях изменение только легкое, в других предостерегающее, но в любом случае оно очень заметное. Сейчас можно купить доску с погоном настолько сдвинутым назад, что даже самое дальнее переднее положение мачты в погоне не совпадает с самой задней позицией мачты в погоне старой доски подобного объема. Особенно это видно на примере группы досок широкого стиля Widestyle.

В некоторых случаях доски объемом 170 л имеют заднее положение мачты только120 см от кормы. Сравните с доской Mistral Screamer  двухлетней давности, имеющей положение  140 см. И вы увидите, какие изменения произошли. Перемещение мачты на 20 см к корме приводят к большим изменениям в динамике. В основном, все современные доски объемом меньше 100 литров имеют погон мачты с задней точкой 125 см от кормы. А у большинства досок объемом больше 100л этот размер примерно равен 135 см. Хотя у некоторых бывает и 125 см. Следовательно, если вы купили современную доску, то вы должны изменить свою политику  расположения мачты.

Почему это произошло? Современный дизайн доски направлен на увеличение ширины и уменьшение длины доски, что привело к смещению объема доски в заднюю часть. Соответственно сдвинулся назад и погон мачты. Сдвинутый назад погон и мачта улучшает маневренность , т.е.  доска легче разворачивается, быстрее разгоняется . В то же время загиб профиля носа современной доски позволяет мягче проходить  chop (мелкую битую волну) . Все это делает доску более универсальной . Расширение  кормовой части
позволило  сдвинуть петли для ног в сторону , что дает возможность компенсировать больший момент от плавника, т.е можно нести плавник большей длины. Большой плавник позволяет нести парус большей площади. (Очень большие паруса более 8 метров  с длиной гика более 220 см ).
   Неправильное положение мачты в погоне  может привести к определенным проблемам.
Установка мачты в правильном положении в основном состоит из двух этапов: 1) установка  стартовой точки отсчета 2) более точная настройка от этой точки .

Определение стартовой точки.

Здесь дадим вам лучший способ упрощенного выбора позиции мачты , для чего дадим некоторые фиксированные справочные точки , от которых нужно начинать отсчет. На досках предыдущих дизайнов, выпущенных 4-5 лет назад  вполне можно ставить мачту на расстояние 140 см от обреза кормы, длины досок от 265 до 310 см , и 135 см для досок  до 265 см ,ориентированных для катания на волнах. Указанные значения вполне приемлемы для этих досок. Хотя иногда они оказываются в самой передней точки погона , а иногда в самой задней.

Если вы используете доску 98-99 г выпуска то начальная точка отсчета –135 см.при длине доски 265-310 см. Приведем таблицу рекомендованных значений для различных типов досок. Эти данные не являются абсолютно истинными вы должны сами экспериментировать , но диапазон не должен превышать +- 5 см. Кроме того, еще один совет: более легкие спортсмены (до 75кг) должны смещать мачту несколько назад, тяжелые( более 85 кг) несколько вперед.


 

1997-2000 Доски Freeride

 

85-100 л

100-130 л

130-170 л

Базовая точка

135

140

140

Легкое управление

130

135

135

Тяжелое управление

140

145

145

1999-2000 Доски Freestyle

 

85-100 л

100-130 л

 

Базовая точка

130

130

 

Легкое управление

125

125

 

Тяжелое управление

135-140

135-140

 

1999-2000 Доски Wide style

 

85-95 л

95-125 л

125-170 л

Базовая точка

130

135

135

Легкое управление

125

130

130

Тяжелое управление

135

140

140

Исключения: доски такие как Mistral Vision и  SCORE ,имеют погон сдвинутый очень назад. Самая передняя позиция мачты в погоне на доске VISION 170л - 131 см.
В этих случаях рекомендуем сдвигать мачту насколько возможно вперед.

Окончательная настройка

 

Сейчас, когда вы поставили мачту в приблизительно правильную точку, настало время сделать окончательную настройку.

Пройдут дни, пока вы выберете правильную позицию сдвинутой вперед мачты для слабого ветра и большого паруса, правильную заднюю позицию для маленького паруса и сильного ветра.

Постулаты точной настройки

 

Как базовое правило - сдвинутый назад погон мачты делает доску более маневренной и подвижной. Для того, чтобы почувствовать это, найдите кусок чистой ровной воды, свободной от волны, постарайтесь подпрыгнуть или сделать по-настоящему резкий поворот, сдвинув перед этим мачту назад. Это поможет сделать доску более "чувствительной" к передвижению паруса и к давлению ног на борт доски.

Однако это непросто - найти заднюю позицию мачты для достижения максимального результата. Доска становится очень "дерганной", нос доски поднимается высоко, доска больше подвержена планированию и труднее контролируется. Так же трудно с таким положением мачты закрыть щель между доской и нижней шкаториной паруса для достижения максимальной тяги и скорости.

Существуют специфические сигналы, показывающие, куда надо двигать мачту. Если ваша доска зарывается носом в волну, не разгоняется и тормозится от ударов носа о волну, значит, вы поставили мачту слишком далеко вперед.

Если Ваша доска имеет тенденцию "взлетать" в порывах ветра, когда наветренный борт поднимается ветром, нос взлетает вверх - значит, вы сдвинули мачту слишком назад. Вы пытаетесь уравновесить мачту своим весом, отклоняясь на ветер вместе с парусом, парус поднимает доску и одновременно поднимает вас, т.е. часть вашего веса. Давление ног на борт доски уменьшается и его становится недостаточно, чтобы уравновесить выворачивающий момент от плавника. Наветренный борт, на котором вы стоите, начинает подниматься, доска кренится и начинает "входить" в поворот,  уваливаясь по ветру. Как только доска увалилась, давление и выворачивающий момент плавника уменьшаются, доска вновь встает в нормальное горизонтальное положение. Вы начинаете возвращать её на исходный курс, наполняя и отклоняя парус и увеличивая момент плавника и все происходит заново. В таких случаях езда, особенно у новичков, напоминает "змеиную дорожку".В слабый ветер и средний ветер опасный фактор сдвинутого назад основания мачты не является критическим, но всё же очень влияет на свойства доски. У доски поднимется нос, корма погружается больше в воду, легче выходит на глиссирование и хорошо идет против ветра. Парус стоит вертикально. Не требуется переносить часть веса спортсмена на уравновешивание паруса. Из-за этого давление ног на борт доски постоянное и не возникает эффекта "змеиной дорожки".

Поэтому перед тем, как обвинять себя в плохой технике, может быть, просто надо проверить, а правильное ли положение у мачты.

Но предупреждаем, что передвижения мачты из "неудачной" задней позиции не должны быть слишком большими. Двигать мачту надо постепенно, до тех пор, пока вы не почувствуете комфорт. И если вы сдвинули мачту от кормы на 145 см и чувствуете комфорт, то это может случиться, только если у вас  очень большой парус (>9 м2) или вы решили проверить свою технику хождения против ветра.

 

Для более опытных спортсменов, которые хотят максимизировать настройку доски под конкретные условия (прыжки, скорость, лавировка и др.), даем дополнительную секцию (главу) - "Окончательная настройка доски".

Как говорилось ранее, причин для передвижения мачты вперед-назад может быть много, но главная из них - это всегда хороший контроль над доской. Если вы реально почувствуете какие-нибудь предупреждающие сигналы, указанные в этой главе, вы на самом деле получите как-бы подсказку для правильной установки мачты.

 

Когда надо двигать мачту вперед

(передвижения должны быть 2-3 см от среднего положения, но никогда не более 5 см)

- Очень сильный ветер
- Если вы хотите идти против ветра в сильный ветер
- Если вы используете очень большой парус (>8,5 м2), можно сдвигать мачту даже на 150 см от кормы на досках очень большого объема
- Когда вы хотите иметь более контролируемую доску, особенно в сильный ветер
- Когда вы хотите контролировать доску, сильно поднимающуюся из воды из-за слишком большого размера плавника (замените плавник, если можете)

 

Когда надо двигать мачту назад

(тоже всего на 2-3 см и не более чем на 5 см ! от среднего значения)

- Если вы хотите иметь больше скорость (хотя в таком положении иногда становится сложно контролировать доску - она начинает взлетать(планирование носовой части доски))

- Если нос доски залипает к воде при прохождении волны

- Если вы хотите сделать доску более вёрткой и более чувствительной к давлению ног при повороте с креном

- Если вы хотите, чтобы ваша доска легче подпрыгивала при прыжках

- Если вы хотите быстро выйти на глиссирование, конечно, если вы чувствуете доску, умеете её разгонять пампингом и держать её плоско на воде, не задирая нос.

 

Различия в подходах

 

Вес спортсмена, его сила и техника хождения играют большую роль в том, как далеко вы можете сдвинуть мачту назад, особенно в сильный ветер.

Легкий спортсмен в сильный ветер отклоняет парус на ветер, при этом часть его веса переносится с доски на парус, тем самым доска разгружается еще сильнее и становится еще более подверженной планированию и подпрыгиванию на волне. Подвинув мачту чуть вперед, легкий спортсмен будет чувствовать себя более уверенно в сильный ветер. Так что спортсмену при весе 60 кг невозможно использовать такие задние позиции мачты, которые может использовать 85 килограммовый спортсмен.

Хотя в слабый ветер эффект абсолютно противоположный. Легкий спортсмен для того, чтобы быстрее выйти на глиссирование, должен сдвинуть мачту назад для того, чтобы легче поднять доску и разогнать её. Тяжелому спортсмену для того, чтобы быстро выйти на глиссаду, надо двигать мачту вперед. При этом корма доски меньше погружается в воду и меньше гребёт воду за собой.

 

WAVE доски

Многие современные волновые доски также имеют погон мачты, сдвинутый сильно назад. Это делается для улучшения маневренности, а также из-за того, что на них используются маленькие паруса. Однако многие спортсмены стараются поставить мачту в центре погона, надеясь на лучшие результаты. Советуем вам не отказываться от экспериментов и помечать на погоне наиболее удобные точки. От себя добавим, что для большинства WAVE досок длиной около 260 наилучшее положение мачты около 130 см от кормы.

 

Высота установки гика на мачте

Если вы ходите с парусом, установленным на доске около 140 см от кормы и ваш гик установлен выше вашего плеча, будьте внимательны. Все действия по перемещению такого паруса назад приводят к эффекту поднятия вешего гика еще выше, выше возможностей вашего роста. Возьмите парус с правильно установленным гиком с доски Screamer 2 или Xantos 295  и поставьте его на современную доску - гик на этой доске вам покажется слишком высоко установленным.

Мы Вам советуем использовать корму вашей доски как отправную точку для установки гика. Эта система работает везде, где бы вы не установили мачту в погоне. Для любой доски нового типа, для спортсмена ростом 177 см гик должен ложиться на конец кормы вашей доски, если мачту с гиком положить на доску, отклонив назад, допускается поправка на 5-10 см в любую сторону в зависимости от вашего роста. Опущенный вниз гик (5-7 см) увеличивает контроль над парусом при порывистом ветре и при сильной волне. С высоко установленным гиком легче выходить на глиссирование и поддерживать его в слабый ветер.

При перемещении мачты вперед, гик надо передвигать вверх, при перемещениии мачты назад, гик опускается вниз - это обобщенные рекомендации.

 

Установка мачты на старых (устаревших) досках

Все рекомендации по установке мачты, данные в этой статье, не подходят для досок, выпущенных до 1997 г. Эти доски имеют погон мачты, сдвинутый немного вперед. Так как погон в готовой доске переставить довольно сложно, не следует стараться ставить на этих досках мачту также, как на современных досках. Не волнуйтесь. Это сделано для того, чтобы ваша доска стояла на воде более плоско, чтобы корма доски не тонула, т.к. на старых досках корма достаточно узкая и имеет малый объем. Хотя, если вы используете современный парус, вы возможно почувствуете, что устаревшая доска ведет себя более комфортно с мачтой, установленной в заднюю позицию по погону. 

Подготовлено Сергеем Гальцовым 2003 г.

 

Ваши отзывы  и вопросы  присылайте на :   aleon "собака" aha  dot ru